На главную Доклад Наша школа Администрация Педколлектив Документы Фотографии Контакты

<<----- Назад

Из опыта работы Бурун Марины Николаевны,

учителя физики

1. Презентация " Величины, характеризующие колебательные движения "

 

МОУ СОШ № 18.

 

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов

 

по теме: "Физика и олимпийское движение".

Учитель Бурун Марина Николаевна.

 

Пояснительная записка.

Совсем недавно наша страна, особенно Кубань, праздновали победу города Сочи в конкурсе быть хозяйкой олимпиады 2014 года. Разворачивается большое строительство в городе Сочи, на Красной поляне и вообще на Кубани. А как это будет происходить и рассмотрит данный элективный курс.

Элективный курс « Физика и олимпийское движение» основан на курсе физики «Законы механики в технике», который взят из сборника программ курсов по выбору для учащихся 9-х классов, участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке (Краснодар 2004).Программа скорректирована.

Курс по выбору «Физика и олимпийское движение» рассчитан на учащихся 9-х классов, основой для курса служат знания по физике, полученные учащимися в 7,8 классах.

Цель программы – создание у девятиклассников ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора физико-математического или естественного профиля обучения в старшей школе.

Данный курс позволит рассмотреть строительство гражданских и олимпийских объектов, различные зимние виды спорта с точки зрения физики.

При строительстве и для больших достижений в спорте в той или иной мере нужны знания механики.

Решая задачи данного курса, учащиеся имеют прекрасную возможность ознакомиться с важнейшими отраслями современной техники, а также с принципами действия и устройства машин и механизмов, узнать немало ценного из истории древнейшей науки – механики, об истории олимпийского движения, о строительстве олимпийских объектов в городе Сочи .

Элективный курс «Физика и олимпийское движение» явится полезным дополнением к школьному курсу физики.

Изучение данного курса поможет учащимся более полно подготовиться к экзамену по физике, т.к. в материалах ЕГЭдостаточно много вопросов из раздела механики.

 

Рецензия программы элективного курса

«Физика и олимпийское движение»

Учитель МОУ СОШ №18 Бурун М.Н.

 

 

Программа предназначена для учащихся 9-х классов, проявляющих интерес к физике. Она составлена с учётом регионального компонента. Красной линией курса проходит подготовка, и проведение зимней олимпиады в Сочи в 2014 г .

Программа позволит проверить целесообразность выбора учёбы в профильном классе и поступление в дальнейшем на специальности, требующих знаний по физике.

Курс рассчитан на 34 часа. Позволяет усилить политехническую подготовку учащихся и ознакомить их с различными видами трудовой деятельности людей, помочь им правильно выбрать профессию в соответствии с потребностями общества и их личными интересами. Большое внимание уделяется решению задач раздела «Механика» на спортивную тематику.

Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам элективных предпрофильных курсов, и позволяет решить задачи:

•  углубление и расширение базового курса физики;

•  расширение кругозора учащихся;

•  развитие самостоятельности;

•  ориентация учащихся на выбор профессии.

 

 

 

 

Программа элективного предпрофильного курса утверждена на заседании Районного МО учителей физики 29. 08.2007

 

Директор МУ ИМЦ /Писковцева Е.М/

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

Тема занятия

Кол-во часов

 

Строительство олимпийских объектов .

8

•   

История зарождения спорта. Первые олимпийские игры. Появление зимних видов спорта.

1

Красная поляна-история развития спорта. Строительство олимпийских объектов. Перспективы развития. Экологическая катастрофа Кавказского заповедника.

1

•   

Современные машины и механизмы, необходимые для постройки олимпийских объектов. Решение задачи №2.

1

•   

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел, с закрепленной осью вращения. Решение задачи №1

1

•   

Подъёмные машины древности. Современные подъёмные машины. Решение задачи № 3.

1

•   

Решение задач № 4,5,6.

1

•   

Решение задач № 7,8

1

•   

Защита докладов.

 

1

 

 

Подготовка к спортивным состязаниям.

3

•   

Режим подготовки спортсменов к соревнованиям.

1

•   

Состояние здоровья спортсменов во время проведения соревнований. Решение задач №9, 10.

1

•   

Технические средства, необходимые для обслуживания объектов олимпиады. Решение задачи № 11.

1

 

 

Зимние виды спорта.

 

17

•   

Лыжный спорт (классика). Решение задач №12

1

•   

Горнолыжный спорт. Решение задачи № 13, 14.

1

•   

Движение тела под действием силы тяжести по вертикали и под углом к горизонту.

1

•   

Прыжки с трамплина. Решение задач №15, 16

1

•   

Фристайл.

1

•   

Биатлон. Решение задач №17,18,19.

1

•   

Конькобежный спорт. Решение задач № 20, 21.

1

•   

Фигурное катание. Решение задачи №22.

1

•   

Защита докладов.

 

1

•   

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

•   

Хоккей. Решение задач №23, 24,25.

1

•   

Санный спорт. Кубанские призеры предыдущей олимпиады.

1

•   

Природа силы трения, её свойства. Сила трения качения, трения скольжения, трения покоя.

1

•   

Санки. Решение задач №26,27.

1

•   

Решение задач № 28, 29.

1

•   

Бобслей. Решение задачи №30.

1

28.

 

Защита докладов.

 

1

 

Туризм.

6

29

Архимедова сила. Условия плавания тел.

 

1

30.

Плавающие гостиницы. Надводный флот. Пассажирские и грузовые суда. Решение задачи №31.

1

31.

Экскурсии по городу Сочи. Современные гостиницы. Бассейны. Решение задачи №32.

1

32.

Лифты. Вес тела. Решение задачи №33.

1

33.

Защита докладов.

1

34.

Итоговое занятие.

1

 

Программа курса.

1. Строительство олимпийских объектов (8ч.)

 

История зарождения спорта. Первые олимпийские игры. Появление зимних видов спорта. Красная поляна- история развития спорта. Строительство олимпийских объектов. Перспективы развития. Экологическая катастрофа Кавказского заповедника. Современные машины и механизмы, необходимые для постройки олимпийских объектов. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел, с закреплённой осью вращения. Подъёмные машины древности. Современные подъёмные машины.

 

ЗАДАЧА №1. Определение подъёмной силы подъёмного крана.

ЗАДАЧА №2. Определение скорости подъёма груза.

ЗАДАЧА №3. Определение ускорения движения груза на кране.

ЗАДАЧА №4. Определение частоты вращения барабана лебедки.

ЗАДАЧА №5. Определение силы натяжения троса подъемного крана.

ЗАДАЧА №6. Определение массы груза, который можно поднять равноускоренно на высоту.

ЗАДАЧА №7.Определить работу, совершаемую при равноускоренном подъеме груза на высоту.

 

 

2. Подготовка к спортивным состязаниям. (3ч.)

 

Режим подготовки спортсменов к соревнованиям. Состояние здоровья во время проведения соревнований. Технические средства, необходимые для обслуживания объектов олимпиады.

ЗАДАЧА №9.Определение количества воды испаряемой с поверхности спортсмена за час тренировки.

ЗАДАЧА №10. Определение мощности спортсмена во время соревнований.

ЗАДАЧА №11. Определить сколько снега растает при буксовании снегоуборочной машины.

 

3 . Зимние виды спорта. (17 ч.)

 

История развития зимних видов спорта. Лыжный спорт (классика). Горнолыжный спорт. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали и под углом к горизонту.

Прыжки с трамплина. Фристайл. Кёрлинг. Биатлон. Конькобежный спорт. Фигурное катание. Импульс. Закон сохранения импульса. Хоккей. Санный спорт. Кубанские призеры предыдущей олимпиады. Природа силы трения, её свойства. Сила трения качения, трения скольжения, трения покоя.

Санки. Бобслей.

 

ЗАДАЧА №12 Определение средней скорости лыжника на всей трассе.

ЗАДАЧА №13 Определение времени спуска горнолыжника, движущегося с ускорением.

ЗАДАЧА № 14Определение ускорения горнолыжника, скатывающегося с горы.

ЗАДАЧА № 15 Определение скорости лыжника, прыгнувшего с трамплина в наивысшей точке.

ЗАДАЧА № 16 Определение силы тяжести, веса в момент исполнения прыжков в фристайле.

ЗАДАЧА № 17 Определение расстояния снижения пули после выстрела биатлониста.

ЗАДАЧА № 18 Определение среднего значения силы, с которой приклад в момент выстрела действует на плечо биатлониста.

ЗАДАЧА № 19 Определение скорости отдачи винтовки.

ЗАДАЧА № 20 Определение скорости движения конькобежца, трение коньков о лед.

ЗАДАЧА № 21 Определение угла, на который должен наклониться конькобежец, чтобы сохранить равновесие.

ЗАДАЧА № 22 Определение скорости вращения фигуристки.

ЗАДАЧА № 23 Определение начальной скорости хоккеиста, если шайба брошена со скоростью.

ЗАДАЧА № 24 Определение направления и скорости хоккеистов после столкновения.

ЗАДАЧА № 25 Определение расстояния, на которое отлетит шайба после удара о бортик.

ЗАДАЧА №26 Определение массы саней, зная коэффициент трения, стали о лёд.

ЗАДАЧА № 27 Определение от чего зависит время остановки санок на горизонтальном участке трассы под действием силы трения.

ЗАДАЧА№ 28 Определение ускорения саней при движении с горы, скорость в конце спуска, время спуска, кинетическую энергию в конце спуска расстояние на которое прокатятся сани после спуска с горы, время продолжения движения по горизонтальному участку и ускорение на нём.

ЗАДАЧА №29 Определение коэффициента трения санок, зная угол наклона горы.

ЗАДАЧА № 30 Определение силы трения боба, при перемещении его на расстояние по горизонтальной поверхности под действием силы трения.

 

4 . Туризм (6 ч.)

 

Плавающие гостиницы. Условия плавания тел. Надводный флот. Пассажирские и грузовые суда. Аэропорты. Туристический транспорт. Аттракционы.

ЗАДАЧА № 31 Определение глубины погружения плавучей гостиницы (лайнера), после посадки на него туристов.

ЗАДАЧА № 32 Определение давления жидкости на дно в плавательном бассейне.

ЗАДАЧА №33 Определение ускорения лифта гостиницы «Чайка», направление скорости и ускорения.

 

 

Список литературы.

 

•  Спорт. Энциклопедия. М., 1996.

•  История открытий. Экциклопедия. М., «Росмен», 1995.

•  С.И. Ильин, В.А. Никитенко, А.П. Прунцев. Сборнтк задач по физике.М., «Высшая школа», 2001.

•  Л.А. Кирик. Физика 9 класс. М., «Илекса», 2003.

•  Л.А. Курочкин. Дидактический материал. 9 класс.М., «Школа – XXI век», 2001.

•  Л.А. Кирик. Физика. Механика. Дидактический материал. М., «Илекса», 2001.

•  Г.Я. Мякишев. Физика. Механика. М., Просвещение,2000.

•  Энцик лопедия для детей. Техника. М., Аванта,2000.

•  Н.И.Гольдфарб. Сборник вопросов и задач по физике. М., «Высшая школа», 1986.

•  А.С. Богатин. Пособие для подготовки к ЕГЭ.Ростов н/Дону: Феникс,2003.

 

Наверх

 

 

 

 

Хостинг от uCoz