На главную | Доклад | Наша школа | Администрация | Педколлектив | Документы | Фотографии | Контакты |
Из опыта работы Бурун Марины Николаевны, учителя физики 1. Презентация " Величины, характеризующие колебательные движения "
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОУ СОШ № 18.
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов
по теме: "Физика и олимпийское движение".
Учитель Бурун Марина Николаевна.
Пояснительная записка. Совсем недавно наша страна, особенно Кубань, праздновали победу города Сочи в конкурсе быть хозяйкой олимпиады 2014 года. Разворачивается большое строительство в городе Сочи, на Красной поляне и вообще на Кубани. А как это будет происходить и рассмотрит данный элективный курс. Элективный курс « Физика и олимпийское движение» основан на курсе физики «Законы механики в технике», который взят из сборника программ курсов по выбору для учащихся 9-х классов, участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке (Краснодар 2004).Программа скорректирована. Курс по выбору «Физика и олимпийское движение» рассчитан на учащихся 9-х классов, основой для курса служат знания по физике, полученные учащимися в 7,8 классах. Цель программы – создание у девятиклассников ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора физико-математического или естественного профиля обучения в старшей школе. Данный курс позволит рассмотреть строительство гражданских и олимпийских объектов, различные зимние виды спорта с точки зрения физики. При строительстве и для больших достижений в спорте в той или иной мере нужны знания механики. Решая задачи данного курса, учащиеся имеют прекрасную возможность ознакомиться с важнейшими отраслями современной техники, а также с принципами действия и устройства машин и механизмов, узнать немало ценного из истории древнейшей науки – механики, об истории олимпийского движения, о строительстве олимпийских объектов в городе Сочи . Элективный курс «Физика и олимпийское движение» явится полезным дополнением к школьному курсу физики. Изучение данного курса поможет учащимся более полно подготовиться к экзамену по физике, т.к. в материалах ЕГЭдостаточно много вопросов из раздела механики.
Рецензия программы элективного курса «Физика и олимпийское движение» Учитель МОУ СОШ №18 Бурун М.Н.
Программа предназначена для учащихся 9-х классов, проявляющих интерес к физике. Она составлена с учётом регионального компонента. Красной линией курса проходит подготовка, и проведение зимней олимпиады в Сочи в 2014 г . Программа позволит проверить целесообразность выбора учёбы в профильном классе и поступление в дальнейшем на специальности, требующих знаний по физике. Курс рассчитан на 34 часа. Позволяет усилить политехническую подготовку учащихся и ознакомить их с различными видами трудовой деятельности людей, помочь им правильно выбрать профессию в соответствии с потребностями общества и их личными интересами. Большое внимание уделяется решению задач раздела «Механика» на спортивную тематику. Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам элективных предпрофильных курсов, и позволяет решить задачи: углубление и расширение базового курса физики; расширение кругозора учащихся; развитие самостоятельности; ориентация учащихся на выбор профессии.
Программа элективного предпрофильного курса утверждена на заседании Районного МО учителей физики 29. 08.2007
Директор МУ ИМЦ /Писковцева Е.М/
Календарно-тематическое планирование
Программа курса. 1. Строительство олимпийских объектов (8ч.)
История зарождения спорта. Первые олимпийские игры. Появление зимних видов спорта. Красная поляна- история развития спорта. Строительство олимпийских объектов. Перспективы развития. Экологическая катастрофа Кавказского заповедника. Современные машины и механизмы, необходимые для постройки олимпийских объектов. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел, с закреплённой осью вращения. Подъёмные машины древности. Современные подъёмные машины.
ЗАДАЧА №1. Определение подъёмной силы подъёмного крана. ЗАДАЧА №2. Определение скорости подъёма груза. ЗАДАЧА №3. Определение ускорения движения груза на кране. ЗАДАЧА №4. Определение частоты вращения барабана лебедки. ЗАДАЧА №5. Определение силы натяжения троса подъемного крана. ЗАДАЧА №6. Определение массы груза, который можно поднять равноускоренно на высоту. ЗАДАЧА №7.Определить работу, совершаемую при равноускоренном подъеме груза на высоту.
2. Подготовка к спортивным состязаниям. (3ч.)
Режим подготовки спортсменов к соревнованиям. Состояние здоровья во время проведения соревнований. Технические средства, необходимые для обслуживания объектов олимпиады. ЗАДАЧА №9.Определение количества воды испаряемой с поверхности спортсмена за час тренировки. ЗАДАЧА №10. Определение мощности спортсмена во время соревнований. ЗАДАЧА №11. Определить сколько снега растает при буксовании снегоуборочной машины.
3 . Зимние виды спорта. (17 ч.)
История развития зимних видов спорта. Лыжный спорт (классика). Горнолыжный спорт. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали и под углом к горизонту. Прыжки с трамплина. Фристайл. Кёрлинг. Биатлон. Конькобежный спорт. Фигурное катание. Импульс. Закон сохранения импульса. Хоккей. Санный спорт. Кубанские призеры предыдущей олимпиады. Природа силы трения, её свойства. Сила трения качения, трения скольжения, трения покоя. Санки. Бобслей.
ЗАДАЧА №12 Определение средней скорости лыжника на всей трассе. ЗАДАЧА №13 Определение времени спуска горнолыжника, движущегося с ускорением. ЗАДАЧА № 14Определение ускорения горнолыжника, скатывающегося с горы. ЗАДАЧА № 15 Определение скорости лыжника, прыгнувшего с трамплина в наивысшей точке. ЗАДАЧА № 16 Определение силы тяжести, веса в момент исполнения прыжков в фристайле. ЗАДАЧА № 17 Определение расстояния снижения пули после выстрела биатлониста. ЗАДАЧА № 18 Определение среднего значения силы, с которой приклад в момент выстрела действует на плечо биатлониста. ЗАДАЧА № 19 Определение скорости отдачи винтовки. ЗАДАЧА № 20 Определение скорости движения конькобежца, трение коньков о лед. ЗАДАЧА № 21 Определение угла, на который должен наклониться конькобежец, чтобы сохранить равновесие. ЗАДАЧА № 22 Определение скорости вращения фигуристки. ЗАДАЧА № 23 Определение начальной скорости хоккеиста, если шайба брошена со скоростью. ЗАДАЧА № 24 Определение направления и скорости хоккеистов после столкновения. ЗАДАЧА № 25 Определение расстояния, на которое отлетит шайба после удара о бортик. ЗАДАЧА №26 Определение массы саней, зная коэффициент трения, стали о лёд. ЗАДАЧА № 27 Определение от чего зависит время остановки санок на горизонтальном участке трассы под действием силы трения. ЗАДАЧА№ 28 Определение ускорения саней при движении с горы, скорость в конце спуска, время спуска, кинетическую энергию в конце спуска расстояние на которое прокатятся сани после спуска с горы, время продолжения движения по горизонтальному участку и ускорение на нём. ЗАДАЧА №29 Определение коэффициента трения санок, зная угол наклона горы. ЗАДАЧА № 30 Определение силы трения боба, при перемещении его на расстояние по горизонтальной поверхности под действием силы трения.
4 . Туризм (6 ч.)
Плавающие гостиницы. Условия плавания тел. Надводный флот. Пассажирские и грузовые суда. Аэропорты. Туристический транспорт. Аттракционы. ЗАДАЧА № 31 Определение глубины погружения плавучей гостиницы (лайнера), после посадки на него туристов. ЗАДАЧА № 32 Определение давления жидкости на дно в плавательном бассейне. ЗАДАЧА №33 Определение ускорения лифта гостиницы «Чайка», направление скорости и ускорения.
Список литературы.
Спорт. Энциклопедия. М., 1996. История открытий. Экциклопедия. М., «Росмен», 1995. С.И. Ильин, В.А. Никитенко, А.П. Прунцев. Сборнтк задач по физике.М., «Высшая школа», 2001. Л.А. Кирик. Физика 9 класс. М., «Илекса», 2003. Л.А. Курочкин. Дидактический материал. 9 класс.М., «Школа – XXI век», 2001. Л.А. Кирик. Физика. Механика. Дидактический материал. М., «Илекса», 2001. Г.Я. Мякишев. Физика. Механика. М., Просвещение,2000. Энцик лопедия для детей. Техника. М., Аванта,2000. Н.И.Гольдфарб. Сборник вопросов и задач по физике. М., «Высшая школа», 1986. А.С. Богатин. Пособие для подготовки к ЕГЭ.Ростов н/Дону: Феникс,2003.
|