На главную | Доклад | Наша школа | Администрация | Педколлектив | Документы | Фотографии | Контакты |
Из опыта работы Котенко Татьяны Дмитриевны, учителя русского языка и литературы 1. М А С Т Е Р - К Л А С С. "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИНГВИНИЮ" 2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Детское клубное движение (ДКД) РОССИИ ОТРОКИ СОЛНЕЧНЫЕ (РОСЫ).
|
М А С Т Е Р - К Л А С С. "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИНГВИНИЮ"
/ из блока итоговых уроков с повторением пройденного и закреплением изученного; урок – игра в 7 классе, участвуют две команды/
Цель урока: развитие коммуникативных способностей; привитие любви и интереса к родному языку; повторение и обобщение сведений по отдельным разделам морфологии и синтаксиса
Наглядность: лингвистическая карта с изображением двух материков: Морфо- логии и Синтаксиса; путешествие осуществляется на двух кораблях.
В игре участвуют две команды : экипажи кораблей по 7 человек + капитан, а также команды болельщиков. Маршрут путешествия: из страны Синтаксиса в страну Морфологию.
Ход урока - игры
1.После приветствия команды обмениваются 1.Пока команды расшифро- зашифрованными морзянкой донесениями вывают «донесения», болель- /это могут быть девизы команд: «Бороться и щики показывают рекламу искать, найти и не сдаваться!»; «Мой друг, учебника по русскому языку Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» или художественной книги. На расшифровку-проверку домашнего задания дается 2-3 минуты/.
2. Лингвистическая сказка – видеофильм /смотрим во время плавания/
3. Проход кораблей по форватеру. 3.Команде болельщиков пред- Форватер «заминирован», чтобы пройти, надо лагается зашифровать по три ответить на 10 лингвистических вопросов. грамматических ошибки и Команда называет номер вопроса, означающий обменяться шифровками. «глубину» форватера. Если ответ дан правиль- Каждая ошибка – «мина» для ный, корабль продвигается вперед, если соперника. ошиблись, - корабль стоит на месте.
4.Выбрать страну, в которую причаливает корабль /т.е. часть речи/. Команды в предложенных текстах находят Болельщики в предложенном нужную часть речи и доказывают принадлеж- тексте вставляют пропущенные ность слова к данной части речи /граммати- буквы, обозначают ОРФО- ческие, морфологические и синтаксические ГРАММУ. признаки/.
5.Чтобы вернуться в страну Синтаксиса и встретиться с болельщиками, команда в пред- ложенном тексте должна правильно устано- вить тип синтаксических отношений. Если команда не справляется с заданием, то получает штрафные санкции в виде дополнительных заданий.
Выигрывает команда, набравшая больше баллов и первой встретившаяся с болельщиками. Экипажам команд вручаются грамоты и лавровые ветви победителей.
Дополнительный материал к уроку-игре «Путешествие в Лингвинию»
-возвращаться со школы; оплатить за проезд; пойти на ДК; играть значение; говорить о фильме; скучать за сестрой; согласно приказа; трое Солдатов.
2.Подобрать имена прилагательные к указанным существительным: ТЮЛЬ /тонкий, сетчатый; тонкая, сетчатая/; КАКАО /сладкий, сладкое/; КАШНЕ /белый, белое/; КОФЕ /черный, черное/; МОЗОЛЬ /сухой, сухая/; КАКАДУ /красивый, красивая/; САЛЯМИ /вкусный, вкусная/; КОЛЬРАБИ /аппетитный, аппетитная/; ПЕНАЛЬТИ /точный , точные/; БРЕНДИ /крепкий, крепкое/; ЭСПЕРАНТО /любимый, любимое/.
Ботинки – ботинок; туфли – туфель, сапоги – сапог, чулки – чулок, носки – носков; яблоко – яблок; мандарины – мандаринов; места – мест, солдаты – солдат; сапожки – сапожек; партизаны – партизан; очки – очков; грамм – граммов; яблоня – яблонь; свеча – свечей.
Брызгать – брызжешь. Брызгаешь; Молотить – молочу, Двигать – движешь, двигаешь; Победить – сумею …, Сыпать – сыпешь, сыплешь; Красить – крашу , Щипать – щиплешь, щипаешь; Убедить – хочу убедить, Роптать - ропщу 5.Лингвистические вопросы командам. 1.Где находится пик Пушкина? /На Кавказе/ 2.Названия каких рек в Европе совпадают с фамилиями известных писателей, авторов приключенческих романов? /Рид, Купер/ 3.Название реки, которую Н.Некрасов воспел в стихотворении? …Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? /Волга/ 4.Как измерить расстояние нотами? /милями: ми-ля- ми; 1 миля=1,609 км/ 5.Назовите слова, в состав которых входят названия нот? /фа-соль, ми-ля, до-ля, до-м, соль, ва-си-лек, за-до-р/ 6.Назови существительное, где подряд стоят три буквы «е»? \Змееед/ 7. Назови прилагательное, где подряд стоят три буквы «е»? /Длинношеее/ 8.Как называется группа учеников одного и того же года обучения? /Одноклассники/ 9.Как называется комната для занятий в школе? /Класс/ 10.Как называется безрельсовый трамвай? /Троллейбус/ 11. Вооруженный захват территории? /Оккупация/ 12. Свидетельство об окончнии средней школы? /Аттестат/ 13. Рисунки в школе, журнале? /Иллюстрации/ 14. Сотрудник газеты, журнала? /Корреспондент/ 15. Правила об изменении слов и словосочетаний в предложении? /Грамматика/ 16.Назови слово, которое читается одинаково справа налево и слева направо? /Шалаш, доход, Анна, кок, боб, комок/ 17.Отражение звука от предмета? /Эхо/ 18. Вывоз товара за границу? \Экспорт/ 19. Научный опыт? /Эксперимент/ 20.Движущаяся лента в метро? /Эскалатор/ 21. Как большой город превратить в маленький? /При помощи суффикса – городок/
Ч_порный ч_рт, больш_й обж_ра, в ч_рной ш_лковой одеж_нке сидел на ж_стком диване и пил деш_вый ж_лудевый кофе, объедаясь крыж_вником со сгущ_нным молоком, несмотря на изж_гу и больную печ_нку.
Ответ: Чопорный черт, большой обжора, в черной шелковой одежонке сидел на жестком диван и пил дешевый желудевый кофе, объедаясь крыжовником со сгущенным молоком, несмотря на изжогу и больную печенку.
1.Пенсне Спрячь нос /2/ 2.Кашне Ушки из теста /4/ 3.Одеколон Защепи нос /1/ 4.Пельмени Вода из Кельна /3/
предложении?
Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, Или вдали заскрипела рябина, Или малиновка, маленький друг, Мне на закате ответила вдруг? /Н.Заболоцкий/ Варианты ответов: А. Соединительные отношения; Б.Противительные отношения; В.Разделительные отношения; Г.Сопоставительные отношения
назовите главное средство связи частей предложения.
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. /Н.Заболоцкий/ Варианты ответов: А. Граница между частями сложносочиненного предложения проходит на месте противительного союза; Б. Граница между частями сложносочиненного предложения проходит на месте противительного союза; В. Граница между частями сложносочиненного предложения проходит на месте разделительного союза.
скороговорок:
- Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, как только заслышат шаги на шоссе; - Воришка-воробьишка весь овес у вас унес; - Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке; Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ И ПОБЕДЫ !
|
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Детское клубное движение (ДКД) РОССИИ ОТРОКИ СОЛНЕЧНЫЕ (РОСЫ)
Идея Бескорыстная забота о России и Кубани; людях, мире и природе.
Цель Формирование у учащихся гражданской и социально-значимой жизненной позиции; воспитание любви и уважения к родной стране, к истории отечества; развитие личности на христианских заповедях и заветах святых сынов Отечества Объект Ученики 9 «а» и 8 «а» классов СОШ №18 Задачи Реанимировать детскую организацию в школе, вернуть ребятам игру и праздник. Воспитывать гармонически здорового ребёнка, развивать и возвышать его душу. Актуальность С ликвидации октябрьских, пионерских и комсомольских организаций из стен школ ушла общественная жизнь. Школы сегодня самоизолированны от жизни общества. Воспитание превращено в потоки объяснений и нравоучений. Психологически особенности детского возраста позволяют сделать вывод, что дети ходят в школу общаться . Общение в игровой форме – кладезь потенциальных познавательных и творческих способностей детей, раскрыть которые - задача школы. Авторы программы «ДКД России Отроки солнечные»
Котенко Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы СОШ №18, Поддубная Елена Фёдоровна, учитель истории и обществознания СОШ №18.
Права РОСов организует и проводит классные часы, сборы, диспуты, праздники, акции; реализует свои творческие способности;
выступает с докладами, лекциями, концертами, беседами об исторических событиях минувшего, о героях, о святых сынах отечества;
приглашает на встречу людей, вызвавших интерес своей биографией, профессией и др.
принимает участие в поездках по местам, представляющим патриотический и краеведческий интерес; расширяет свой кругозор.
Структура ДКД РОСов
1. Класс (отряд РОСов) делится на группы 5-7 человек-ЭГИДЫ (эгида – в греческой мифологии щит Зевса).
2. Во главе каждой эгиды стоят АЙРЕНЫ (командир – воспитатель из одноклассников) (Айрена – в греческой мифологии богиня мира, воспитательница; айрены – вожатые отрядов в системе спартанского воспитания).
3. Высший орган власти РОСов – сбор, исполнительный орган – творческий союз айренов.
4. Нагрудный знак – четырёхконечная звезда, вписанная в круг. Ц вета знака: белый, синий, красный и зелёный на фоне жёлтого круга символизируют цвета Российского флага + цвет молодости (зелёный) на фоне солнца. ПОЭТИЧЕСКИЙ ГИМН РОСОВ Стихотворение В. Крючкова
РОССИЯ – мы твои росинки, Песчинки малые твои. Когда метель, - то мы снежинки, В ручье – мы капельки росы.
Из этих капелек – росинок Большие реки потекли, И если б не было песчинок, Тогда бы не было земли.
Нам возвратили герб старинный. Россия, в нём твои черты: И красный – сколько красоты! В нём белизна твоих буранов И синева твоих озёр, Твои надежды, муки, раны И вечный огневой задор.
Россия – тройка, песня, птица, Страна с особенной судьбой. Должна Россия возродиться, И возродимся мы с тобой.
План проведения эксперимента.
Этапы
1. Старт 1 сентября 2003г. День знаний. Урок патриотизма и гражданственности «Моя Родина». Презентация книги П. Савченко «Светлый отрок» В. Борзова «Светозарный отрок» (о детстве и отрочестве святого мученика Алексея Николаевича Романова, Цесаревича)
2. 19 сентября 2003г. Экскурсионная поездка «Приморско-Ахтарск - Карлык» (краеведение). Торжественный сбор. Посвящение в солнечные отроки России.
3. Подведение итогов 1 этапа движения РОСов – 14 августа (30 июля) 2004года (в день столетия со дня рождения великого князя Алексея Романова).
Формы работы РОСов
1.Членом ДКД РОСов может быть любой человек в возрасте от 7 до 17 лет, признающий Кодекс РОСов и уважающий его традиции.
2. Обязанности РОСов • повышать свой общеобразовательный и духовный уровень путём занятий в школе, в УДО, самообразования; • знать внутреннюю и внешнюю политику страны, историю государства Российского. • беречь и умножать традиции ДКД РОСов; • проявлять чувство ответственности за порученное дело, добиваться единства слова и дела.
ДКД РОССИИ ОТРОКИ СОЛНЕЧНЫЕ этап 2004-2005 учебный год. НЕСИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ
1.Презентация книги П. Савченко «Светлый отрок» В. Борзова «Светозарный отрок» /О детстве и творчестве Святого мученика Алексея Николаевича Романова, Цесаревича/
2. Торжественный сбор. Посвящение в Солнечные отроки России. Принятие кодекса РОСов и программы «Сыны Отечества».
3. «Люблю тебя, мой край родной!» Сбор Новомучеников и Исповедников Российских: Александра Невского, Александра Суворова, Евгения Родионова. Литературно-историческая игра «Осваиваем суворовскую науку побеждать».
4. Царевич Алексей – Атаман всех казачьих войск. Казачий круг; История Кубанского казачьего войска.
5. Подведение итогов 1-го этапа. Акция «Милосердие» и торжественный сбор «Неси радость людям»: дела РОСов родителям, школе, краю, России.
Этап 2005-2006 учебный год познавай мир и живи в мире
1. Презентация «Исторических миниатюр» В. Пикуля. Рассказ «Письмо студента Мамантова». Роль личности в современной истории.
2. Древняя Русь в лицах: Преподобный Сергий Радонежский. День единения Руси - Победа на поле Куликовом.
3. Роль закона в жизни общества. «Мы и Закон: мораль и право». Театрализованная инсценировка древнерусской повести о Шемякине-суде. Конкурс знатоков «Мы и закон»; авторские комиксы и коллажи учащихся: мораль и право в школе.
4. Тематическое заседание «Народные обряды и праздники Кубани». /Рождественские колядки; обрядовый праздник «Масленица», театрализованные инсценировки «Ночь перед рождеством» Н. Гоголя/.
|