На главную | Доклад | Наша школа | Администрация | Педколлектив | Документы | Фотографии | Контакты |
Из опыта работы Метлицкой Антонины Александровны, учителя начальных классов 1. Презентация "Витамины радости "
|
«Витамины радости» Заседание исследовательского клуба юных потребителей «Малышок»
Из опыта работы Метлицкой А.А., учителя начальных классов МОУ СОШ №18 г. Прморско-Ахтарска Цель: - воспитание у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. - дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы каждый день.
Задачи заседания:
Задачи поисковой деятельности: Развивать способности к поисковой деятельности: - определению задач, исходя из поставленной проблемы; - планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами; - выбору материала и способу действия; - умению аргументировать свой выбор; - развивать желание научить младших тому, о чем узнали сами. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач: - свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков. Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Оборудование: стенгазеты, плакаты, рисунки детей карточки с заданиями; слайд-шоу; кроссворд;
Девиз на доске: Овощи, ягоды, фрукты- Самые витаминные продукты. (Слайд №1) Учитель
Подведем итоги по исследованию витаминов.Витамины - были открыты не так давно. А вот последствия от их недостатка (гиповитаминоз) или отсутствия (авитаминоз) человечество знало не понаслышке. Была такая загадочная болезнь "цинга" от которой гибли моряки всех стран и исследователи севера. На востоке, где основная еда была рис, знать мучалась от такой загадочной болезни (ныне называемая бери-бери). Ну не знала тогда знать, что в оболочках рисового семени есть витамины группы B , а в его ядре их нет совсем. Стих. инсценировка
Шел по городу волшебник, По прозванью Сизый нос. И дарил всем, всем прохожим Что в корзинке нес.
Нес он фрукты и печенье, Нес он вкусное варенье, Нес колбаски и творог Всех обрадовать он смог. И ребятам без разбору Все - все - все давал. И взамен за угощение Ничего не брал.
Все ему «спасибо» говорили, Много раз благодарили Но прошел всего лишь час. У ребят как будто враз Заболели, заболели Очень животы Ахи ух ах и ух, ЫЫЫЫЫ А почему?
Разговор о питании. - А что поможет сохранить здоровье? (Спорт. Правильное питание, насыщенное витаминами, ЗОЖ) - А что является главным источником витаминов? (пища, продукты питания растительного или животного происхождения)
- А вот и наши друзья.
(Выходят ребята с макетами «Витамины А, Б, С, Д, Е…» и читают стихи.) 1 . Если хочешь быть здоров - закаляйся,
2. Витаминка: Каша – это хорошо, а с витамином – лучше. Как поесть и что поесть, вас сейчас поучим. Мы – сестрички – витаминки, А, Б, С и Е, и Д, Очень многие продукты есть советуем тебе.
А, В, С:
3. Никогда не унываю, И улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины «А», «Б», «С».
4. Витамины А, Б, С – так мы называемся. Быть здоровыми всем вам мы помочь стараемся.
Е, Д: Витамины Е и Д, мы советуем тебе, Чтоб и рос ты, и жил, ни о чём не тужил.
В, А: Ешьте печень и желток, и морковь и рыбу, Чтоб вы вырасти могли, видеть всё могли бы.
В, С: Чёрная смородина, и шиповник, и лимон – Всё полно С витамина, как полезен нам всем он!
В: Витамины группы В мы советуем тебе, Они в гречневой крупе, чёрном хлебе обитают, Укрепляют аппетит, памяти нам добавляют.
В, Д: Ну, а я всегда в бобах, рыбьем жире, молоке, В масле, сыре, рыбе, чтоб вы съесть могли бы.
Учитель. - Что же такое витамины? (Выходят юные исследователи) Выступление юных исследователей по теме «Что такое витамины»
- Какова их роль и функция в жизнедеятельности человека?
Исследователь 1. Витамины- это органические вещества, необходимые для нормального функционирования нашего организма. Витамины необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия. (Слайд №2)
Исследователь 2. Большинство витаминов не образуется в организме и не накапливается, а поступает только с пищей. Основные группы витаминов: водорастворимые - С, В, Н,Р, РР, жирорастворимые -А, D ,Е,К, F . (Слайд №3)
Исследователь 3. Расходуются витамины очень быстро, особенно водорастворимые витамины— они попросту выводятся из организма вместе с жидкостью.
Исследователь 4. А теперь немного истории. В 1880 г русский ученый Николай Лунин изучавший роль минеральных веществ в питании, заметил, что мыши, поглощавшие пищу, составленную из всех известных частей молока, чахли и погибали. А мыши, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. «Из этого следует, что в молоке содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания»_сделал вывод ученый. (Слайд №4)
Исследователь 5 . Еще через 16 лет нашли причину болезни»бери-бери», распространенной среди жителей Японии и Индонезии, питавшихся в основном очищенным рисом. Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове ЯВА, помогли… куры!!, бродившие по двору. (Слайд №5)
Исследователь 6. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Он же придумал и название от латинского « vita »- жизнь. (Слайд №6) Исследователь 7. Группа витаминов В-это витамины для интеллекта и нервной системы. Они важны для нервной системы ребенка. Трудно переоценить значение этих витаминов для растущего организма. При их недостатке ребенок становится капризным, у него портится настроение, он не может сконцентрироваться, легко расстраивается. Такие дети не могут усидеть на месте, кругом лезут, шкодничают. Что делает мама? Шлепок — и в угол. Что делают дедушки и бабушки? Ругают маму с папой, воспитывают малыша! А у него-то дефицит витаминов группы В!!
Учитель. - Давайте подробнее остановимся на некоторых витаминах группы В Витамин В долгое время считался витамином - одиночкой, пока не обнаружилось, что существуют несколько витаминов с подобной химической структурой. Понятие витамин В теперь включает в себя восемь витаминов : В1 или тиамин, В2 или рибофлавин, В3 или ниацин, В5 или пантотеновая кислота , В6 или пиридоксин, В7 или виотин, В12 или цианкобаламин и фолиевая кислота.
Зачем нам так необходим витамин В?
Презентация витаминов В (комментируют ученики)
Кадр , стих-загадка, продукты, витамин, название, заболевание.
№1 ВИТАМИН В 1 (тиамин)
Играет ключевую роль в обмене веществ и выработке энергии. Необходим для нормальной работы нервной и сердечно-сосудистой систем. Важен для обмена энергии и для усвоения углеводов, при повышенной физической нагрузке, общем недомогании, для здоровья нервной системы.
Нехватка витамина приводит к отсутствию аппетита и сна, нервному перенапряжению, появляется болезнь бери-бери. Улучшает аппетит. Он главный борец с депрессией. Богаты им овсяная и гречневая крупы, пшено, бобовые, свинина, печень, хлеб из муки грубого помола. Продукты из муки высших сортов, молочные продукты, овощи, фрукты, кондитерские изделия бедны этим витамином. Больше всего витамина В1 содержится в продуктах растительного происхождения.
в ростках овса, гречихе , грецких орехах, фундуке, абрикосах, моркови, луке, кресс-салате, капусте, шпинате, картофеле, редьке, шиповнике,
№2 ВИТАМИН В 2 (рибофлавин) Участвует в процессах обмена веществ, благоприятно влияет на функцию печени Является одним из основных витаминов роста. Играет большое значение в формировании костного скелета, мышц и нервной системы. Его недостаток может замедлить рост, вызвать поражение глаз и кожи, привести к выпадению волос. При дефиците В2 развиваются трещины на губах. В дальнейшем при хроническом дефиците витамина во взрослом возрасте разовьется катаракта. Улучшает остроту зрения на свет и цвет, положительно влияет на состояние нервной системы, кожи и слизистых оболочек, функцию печени, кроветворение.
Чтобы избежать этих неприятностей, надо употреблять следующие продукты:
№3 ВИТАМИН В 6 ( пиродоксин)
Обеспечивает нормальную работу головного мозга, стабилизирует психику, нейтрализует вирусы.
Если ребенок часто жалуется на тошноту и боли в животе после бега - у него недостаток витамина В6 При недостатке отмечается нарушение роста волос, изменение кожи, снижается уровень гемоглобина в крови (анемия), появляется бессонница, судороги. Ребенок плохо спит ночью: крутится, вскрикивает, просыпается чтобы есть, пить Содержится в
№4
ВИТАМИН В12 ( кобаламин) Известен как «красный» витамин Просто необходим для улучшения памяти , для кроветворения, предотвращает анемию, важен для образования соединительной ткани и для процесса роста организма.
При недостатке появляются нервные срывы. Пропадает аппетит. Дефицит витамина В12 в организме возможен при длительном вегетарианском питании (без молока, яиц, мяса, рыбы). При недостатке витамина развивается тяжелая форма анемии (малокровие).
Работа в группах.
А – Разгадай кроссворд Ключевое слово - витамины радости. (слайд) Кроссворд «Витамины радости»
Р – «Отец медицины» Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы, а знаменитый римский врач XI в. Гален назвал его золотым оранжевым корнем. Что это? ( Мо р ковь. )
а - Румынии этому растению поставлен памятник, а в Брюсселе есть его музей. ( К а ртофель. )
д - Сложное вещество, которое составляет около 2/3 массы тела человека. (Во д а).
о - Это растение 6 тыс. лет выращивают на Американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются к мясу. ( Фас о ль. )
с - Это двулетнее растение впервые стали выращивать древние иберийцы, населявшие теперешнюю Испанию. Оттуда оно распространилось в Грецию, Египет, Рим. Отварное блюдо из этого овоща подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Славяне возделывают это растение с XI в. Оно стало основой русских национальных блюд. ( Капу с та. )
т - Какой овощ в свежем виде имеет самый большой срок хранения? ( Т ыква. Она может храниться почти год. )
и – Витамин В2 влияет на выработку у человека именно ЭТОГО (энерг и я)
Б – Собери рецепт
1-ый вопрос - «Что нужно делать, если в городе эпидемия гриппа?» (Каждый день нужно есть лук и чеснок). 2-ой вопрос - «У вашего одноклассника сильный насморк. Помогите ему вылечиться». (Лучшее средство от насморка сок свеклы и моркови.) 3-ий вопрос – «У Оли плохой аппетит. Что ей делать?» (Надо есть побольше гороха, бобов и помидоры).
В - Сделай вывод ( по рядам раздать листочки с заданием)
Если мне надо выбрать шоколад или апельсин, я выбираю ___________, потому что это_______________________________________ Если мне надо выбрать пирожное или виноград, я выбираю _______________, потому что это ________________________________. Если мне надо выбрать орехи или чипсы, я выбираю __________________, потому что это ______________________________ .
6. Защита проектов стенгазет, плакатов.
7. Общий вывод. Принимайте витамины! Учитель: Итак, витамины – это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ, с своеобразным химическим строением. При недостатке их в организме возникают авитаминозы - резкое истощение запасов витаминов и гиповитаминозы - та или иная степень снижения обеспеченности витаминами.
- Так почему же витамины В называют витаминами радости?
Витамины радости.
(положительно влияют на кровообращение, улучшение аппетита, повышают общий тонус организма, работоспособность)
Витамины
8. Наши житейские советы (раздать детям)
Наши советы « Как сохранить витамины в пище»
Мало кто знает, что в процессе приготовления пищи даже только что собранные фрукты и овощи теряют витамины. С помощью наших советов Ваши любимые блюда станут не только вкусными, но и полезными.
|